Газета "Совет директоров", №25 5 июля 2000 года – "Бизнес, который кормит"
Три недели назад в нашей газете был начат разговор о том, как организовать малое производство, которое быстро даст прибыль. Сегодня мы продолжаем эту тему, беседуя с директором ООО «ЭЛЬФ 4М», кандидатом технических наук Мариком Григорьевичем Эрлихсоном. Как вы, директор научно-производственного предприятия, оцениваете экономический климат в России?
- Как вы, директор научно-производственного предприятия, оцениваете экономический климат в России
- В настоящее время в России сложилась беспрецедентно благоприятная для развития малого бизнеса ситуация. Судите сами: достаточно низкий курс рубля - наследие кризиса 1998 года - продолжает служить, хотя и в меньшей степени, чем в прошлом году, надёжным барьером вторжению на рынок зарубежных товаров. С другой стороны, относительно низкая ставка рефинансирования и сжатие спекулятивных финансовых рынков объективно способствуют тому, чтобы деньги начали инвестироваться в реальный сектор экономики.
В то же время банковский и инвестиционный капитал ещё не готов к массовым долгосрочным инвестициям в реальную экономику: по-прежнему основной интерес проявляется к проектам со сроком реализации не более одного года с невысоким объёмом вложений — от 20 до 100 тысяч долларов США.
Все перечисленные выше факторы объективно свидетельствуют о том, что интересы инвесторов в ближайшие два-три года будут сфокусированы на малом предпринимательстве. Причём простые аргументы доказывают, что наиболее привлекательным бизнесом становится организация и расширение пищевых производств.
Действительно, для создания даже «с нуля» малого производства пищевой индустрии нужны небольшие площади (до 300 кв. м), относительно недорогое оборудование, а высококвалифицированный персонал не требуется. И самое главное: продукты питания всегда востребованы, срок их реализации, а следовательно, и оборачиваемости средств, весьма короток — не превышает 1-3 недель.
Единственной сложностью, с которой придётся столкнуться, является подготовка производственных площадей в соответствии с санитарными правилами для пищевой промышленности и получение лицензии и сертификатов на выпускаемые продукты питания. Поэтому определённое преимущество получают те предприниматели, которые уже владеют каким-нибудь пищевым производством и решили расширить свой бизнес. Но и тем, кто только начинает, отчаиваться не стоит — труден только первый шаг.
— И всё-таки, что бы вы посоветовали начинающим и уже работающим предпринимателям? Какое пищевое производство разворачивать, где выше рентабельность ?
- Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, не существует, поэтому я предлагаю рассмотреть многовариантную ситуацию. Итак, у вас уже есть свой бизнес, например, пекарня или схожее с этим производство, где в качестве исходного материала используется мука. В этом случае я порекомендовал бы три возможных направления.
Первое - это организация макаронного производства с производительностью от одной до пяти тонн в сутки. Конечно, настоящий бум (период, когда рентабельность достигала 100%) в этой отрасли прошёл, но даже сейчас получение рентабельности от 25 до 40% реально, особенно если есть налаженные связи в сфере сбыта, а также при организации выпуска высококачественных или с особыми потребительскими свойствами (например, из соевой муки или с питательными, лечебными добавками) макаронных изделий.
Дополнительные возможности даёт выпуск фасованной продукции, причём сопутствующий эффект может быть получен при организации фасовки любых иных сыпучих материалов (круп, гороха и т. д.). Для организации производства минимальной производительности потребуется от 100 до 150 тысяч рублей. Для действующего предпринимателя это немного.
Второе — это организация выпуска печенья, пряников, сухарей. Здесь, конечно, потенциальный инвестиционный барьер (размер средств, необходимых для приобретения оборудования) выше, необходимо от 150 до 500 тысяч рублей. Но в этом случае эффект значительнее и конкуренция менее жёсткая. Исходное сырьё одно и то же — мука, а дальше только добавки: сахар, соль, яйцо и т. д.
Третье направление немного сложнее — по двум причинам. Во-первых, вводится ещё один основной исходный продукт — мясо, во-вторых — меняется профиль сбыта и круг потребителей, но зато это новый рынок сбыта с рентабельностью не ниже 25-30%. Речь идёт об организации пельменного производства или производства чебуреков, беляшей, мантов и т. п. Оборудование для организации производства, например, пельменей, также недорогое — ориентировочно 200 тысяч рублей.
- Удивительно, что вы не упоминаете мини-пекарни. А ведь буквально 3-5 лет назад они вырастали, как грибы после дождя...
- В общем-то ничего удивительного нет. Организация мини-пекарен оправдана сегодня либо в случае уже существующего гарантированного сбыта, либо когда оборудование позволяет обеспечить выпуск продукции с существенно более высокими или иными потребительскими качествами.
Рынок гарантированного сбыта (организация мини-пекарен в больших деревнях, в крупных лечебных или санаторных учреждениях) практически выбран, а для выпуска высококачественных хлебобулочных изделий требуется достаточно дорогостоящее (150-300 тысяч рублей) пекарское оборудование, которое при максимальной рентабельности 10~15% окупится не раньше чем через 1,5-2 года.
Вместе с тем, сейчас можно выпускать так называемые чапсы (чапаевские сухарики) - высушенные, пересыпанные солью и специями дольки чёрного хлеба, расфасованные 8 пакетики весом 30-50 г. Отличная закуска к пиву! Стоимость комплекта всего 160 тысяч рублей с автоматом фасовки; а затраты на оборудование возвращаются через 1-1,5 месяца.
— А если речь идёт о более серьёзных предпринимателях, уже имеющих, например, небольшие молоко- и мясоперерабатывающие заводы, пищекомбинаты, бывшие предприятия потребкооперации?
— Это практически идеальный случай для организации бизнеса по производству пищевых продуктов — ведь всё уже есть: производственные площади, значительное количество оборудования для пищевых производств (часто простаивающего), установившиеся деловые контакты с органами санэпидемконтроля, с другими разрешительными организациями. И самое главное — есть персонал с опытом работы в пищевом производстве. В этом случае объём необходимых финансовых вложений сводится преимущественно к приобретению технологического оборудования.
Если рекомендовать наиболее выгодные с точки зрения рентабельности производства, то я бы остановился на производстве чипсов и жареного картофеля (окупаемость 1~2 месяца); производстве майонеза, горчицы, соусов и кетчупа (окупаемость 4~6 месяцев); розливе соков, «тихих» и газированных напитков; производстве кондитерских изделий (печенье, пряники, сухари). Объём необходимых финансовых вложений здесь таков: от 100-150 тысяч рублей — в случае оборудования для производства чипсов и жареного картофеля и до 750 тысяч рублей — в случае производительных, укомплектованных автоматами фасовки цехов для производства майонезов и розлива напитков в ПЭТ-тару.
Для предприятий потребкооперации, наверное, наиболее подходящей будет организация консервных производств и производств по сушке трав, овощей и фруктов.
Весьма перспективным может оказаться также реконструкция ранее существовавших кустовых молокоперерабатывающих предприятий. Ведь сейчас дело доходит до смешного: крупные молокоперерабатывающие предприятия Москвы — • Царицынский и Лианозовский комбинаты — скупают натуральное и сухое молоко в хозяйствах Рязанской области, перерабатывают его, и оно возвращается к нам в пакетах молока, кефира, сметаны и прочих молочных продуктов под маркой «Домик в деревне» и «Милая Мила». Прибыль и рабочие места остаются в Москве, а деньги из области уходят.
Этот пример говорит о том, что на региональном рынке есть неудовлетворённая потребность в молочных продуктах, так что разворачивать перерабатывающие производства в регионе экономически целесообразно, оставляя здесь рентабельность и налоги. Да и качество будет лучше, поскольку органолептические свойства и полезность молочных продуктов из сухого молока, безусловно, уступают аналогам из натурального молока.
— Ну, хорошо. Допустим, кто-то решается начать или расширить свой бизнес в пищевом производстве. Но это ведь целый комплекс проблем: выбрать оборудование, запустить его и наладить, разработать технологию переработки...
— В общем случае это, конечно, правильно. Но у рязанцев по сравнению с жителями других регионов имеются преимущества. Начиная с 1991 года в Рязани на предприятии «ЭЛЬФ 4М» ведётся разработка и выпуск оборудования для переработки молока, мяса, рыбы, для производства майонезов, соусов, жареного картофеля и чипсов, хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий, оборудования для розлива и фасовки жидких, вязких и сыпучих продуктов.
Наша фирма стала общепризнанным российским лидером в производстве пищеперерабатывающего оборудования для малого и среднего бизнеса: более 2500 мини-заводов и комплектов оборудования поставлено во все регионы страны, в Белоруссию, Молдавию, Казахстан, Киргизию, Монголию, на Украину. Около 150 комплектов и мини-цехов проданы хозяйствам Рязанской области.
— Вы занимаетесь только поставками оборудования?
- Нет, не только. Кроме поставки оборудования, мы разрабатываем эскизные проекты по «привязке» оборудования к имеющимся производственным площадям. «ЭЛЬФ 4М» также проводит наладку и шеф-монтаж оборудования, «ставит» технологию и обучает персонал. При необходимости поставляем тарный материал и ингредиенты для пищевых производств.
Наши специалисты помогают и в подготовке технико-экономического обоснования бизнеса. Имеются также схемы льготного кредитования под закупку пищеперерабатывающего оборудования.
Таким образом, хлопот у рязанцев, решивших заняться производством продуктов питания, существенно убавится.
— Но ведь несмотря на впечатляющую многопрофильность вашего предприятия, вероятно, вы не будете утверждать, что сможете поставить любое пищеперерабатывающее оборудование?
— Я, конечно, далёк от таких амбициозных заявлений. Ни одно предприятие не может быть лидером во всех областях пищепереработки. Но и здесь у «ЭЛЬФ 4М» есть преимущества. В процессе взаимовыгодного сотрудничества мы установили двусторонние дилерские отношения практически со всеми производителями и продавцами пищеперерабатывающего оборудования и за счёт дилерских скидок можем предложить в Рязани непрофильное для нас оборудование по ценам московских продавцов или заводов-производителей.
Вот последние примеры: поставка нами в Башкирию цеха по производству печенья и комплектация крупного пельменного цеха в Екатеринбурге. А случаев поставки в Рязань оборудования для общепита и уличной торговли просто не перечесть.
— И в заключение, что вы порекомендуете тем, кто хочет попробовать себя в бизнесе или размышляет, куда инвестировать уже заработанные деньги?!
— Я думаю, что начинать надо всегда с консультации. Поэтому приглашаю всех, кого заинтересовала наша беседа, посетить офис фирмы «ЭЛЬФ 4М». Наши менеджеры и технологи постараются ответить на все вопросы.
|
|
|
ОТЗЫВЫ НАШИХ ДИЛЕРОВ:
|
Коммерческий директор ЗАО "Агропромстрой", г.Москва - Голева Тамара Владимировна |
"ЗАО "Агропромстрой" одним из первых торгующих предприятий начало сотрудничество с фирмой "Эльф 4М", которое доказало, что технологическое оборудование отечественного производства в полной мере может конкурировать с зарубежными аналогами и находится в приемлемой для переработчиков ценовой катего... >> |
|
ОТЗЫВЫ НАШИХ КЛИЕНТОВ:
|
Директор ИП Маськова Н. В., г. Рязань - Маськова Нина Васильевна |
"Мы работаем на рязанском рынке кондитерских изделий не первый год и заслужили достойную репутацию среди коллег и покупателей. Для начала производства мы приобрели простенькое и дешевое оборудование, но с развитием бизнеса появилась потребность в более производительном и качественном оборудован... >> |
|
|
|
|